Когда я наконец проехал этой дорогой, я понял, что поступил совершенно правильно год назад, повернув тогда обратно. Дело в том, что непройденный мной участок оказался не самым трудным. Чтобы проехать, нужно было иметь в запасе больше дней и собрать воедино указанные условия - время, навык, необходимые вещи. Всё это удалось собрать вместе только к августу этого года, и именно в качестве подготовки к поездке в Занскар оказались очень полезны поездки к озеру Пангонг. Именно благодаря этим двум приключениям, одно из которых я уже описал, стало понятно как именно можно одолеть дорогу Каргил-Падум. Заночевав в этот раз в деревне Паркачик, я познакомился с мотоциклистом из Словении по имени Норвард. Как и я в прошлом году, он был разочарован неудавшимся путешествием и сокрушённо описывал поток, в котором на его глазах джип ушёл под воду по радиатор. Он возвращался, как и я год назад. У него не было запаса времени, запчастей, резиновых сапог и полиэтилена для упаковки вещей. И он никак не мог поверить, что тот поток, который он видит днём после полудня - где легко застревает джип - и тот же самый поток около шести утра - это совсем разные потоки. Потоки проходятся ранним утром, когда ледники не тают. Чтобы успешно пройти поток, надо раздеться, надеть резиновые сапоги и, пройдя по всему участку, наметить путь проезда. Проезжать поток надо на разгруженном мотоцикле в трусах и резиновых сапогах - тогда не только проедешь, но и поедешь дальше в сухой одежде. Ну а теперь, когда я выдал все секреты, скажу пару слов о второй поездке на озеро Пангонг.
Итак, это был стандартный маршрут из Леха до деревни Кару и далее через перевал Чангла, который немного ниже Кардунглы (самой высокой моторной дороги в мире), но зато значительно длиннее. Движение там более оживлённое, а дорожные условия хуже из-за ручьёв. Там почему-то холоднее, чем на Кардунгле, и поездка через перевал утомляет (может из-за более продолжительного пребывания на большой высоте). В общем, перевал Чангла отнимает немалую часть занесённых для поездки времени и сил. После перевала дорога очень приличная - хороший асфальт, чувствуется рука военных. Ручьи начинаются только километров за двадцать до Пангонга, после деревни Тангце. Это небольшие ручьи, и весь путь уже кажется легкомысленному мотоциклисту вполне благополучным, пока он не достигает водной преграды за 10 километров до озера. Выглядит это как большая канава с грязной водой длиной порядка 150 метров, по которой надо ехать, и другой дороги нет. При въезде в это дорожное чудо курила бамбук пара индийских солдат в камуфляже. Я спросил их, как лучше проезжать. Держитесь правой стороны, сказали они, и всё будет окей. Я держался как они сказали, но когда колесо Энфилда скрылось почти полностью, мне пришло в голову, что они пошутили. Я не сбрасывал газ, чтобы не всосать воду выхлопной трубой, и каким-то чудесным благословением ни разу не забуксовал. Энфилд как работал, так и работал себе как ни в чём не бывало. Всего две вещи вызывали беспокойство после преодоления дороги-канавы: 1) отсутствие сухой нитки в одежде ниже пояса и 2) мысль о том, что обратно ехать той же канавой. Через 20 минут я любоввлся озером Пангонг, но к беспокойству добавились ещё две мысли: 3) мысль об отсутствии на озере размещения кроме палаточного, при том, что вода в озере, как и в Байкале, градусов 5-7, и воздух вокруг соответствующей температуры, особенно в тёмное время суток; и 4) непосредственное приближение именно этого времени суток. Все эти 4 мысли разом навалились на меня и прервали восхищение видами озёра и границы Западного Тибета, и через полчаса я взял курс обратно на канаву, потому что нормальный гест-хаус мне светил только в Тангце (25 км от канавы), а солнцу оставалось светить ещё полчасика.
"Не буду следовать совету солдат на этот раз", - подумал я и взял курс прямо по центру канавы. Доехав до середины, Энфилд завяз задним колесом. Не сбрасывая газ, я соскочил с мотоцикла и стал толкать его за руль, пока не выехал на мелкий участок на половине пути. Вторую половину преодолевал очень решительно и сорвал аплодисменты собравшихся автомобилистов. Дальше всё было в общем стандартно: поездка до Тангце, гест-хаус, ужин, кровать и на следующий день дорога обратно в Лех. Но из всего произошедшего была вынесена мысль о верной экипировке при проезде канавы: трусы и резиновые сапоги.