Yamaha XJR-Club Russian Community

Расширенный поиск  

Автор Тема: Капиталка (любительская)  (Прочитано 48198 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

OdaN

  • НовиЧОК
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13
    • cb400 `97 -> xjr 1300 `00
    • Москва
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #330 : 17 Января 2020, 22:09:48 »

Цитировать
Хмм вот это вопрос! На поворот, я полагаю - суть ключа - гибкая рейка со шкалой около ручки. Рейка гнется, стрелка, параллельная рейке (в спокойном состоянии ключа) отмечает на шкале приложенное усилие. Шкала на три кг. Очень простая технология) насчёт точности - судить не берусь...
Теория: Динамометрический ключ измеряет момент силы. Момент измеряется в ньютонах на метр (Нм). т.е. если взять рычаг диной 1 метр, и приложить к нему силу в один ньютон, то получится один Нм.
Сила, с которой гравитация притягивает на поверхности земли один килограмм равняется примерно 10 ньютонам, т.е. три килограмма равняются примерно 30 ньютонам: это для понимания что там вообще за шкала, и как оно работает. Но по факту это попугаи, нельзя корректно измерять крутящий момент в килограммах\фунтах или других массах.

Практика: Как верно заметил зануда, точность у такого ключа примерно никакая, так-же как удобство.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Советские ключи такого типа, как на картинке выше можно смело сдавать в музей, или хвастать друзьям что они у вас есть. Можно закручивать какие-то железные болты, у которых допуск затяжки большой, но им совсем не стоит закручивать болты в мотоцикле потому-что
а) Это банально неудобно. Все мы начинали с простых и дешёвых инструментов, но только с опытом приходит осознание что качественный хороший инструмент стоит своих денег не зря
б) Стальные болты закручивающиеся в алюминиевые детали очень легко перетянуть, и получить в руках болт с накрученными на него нитками резьбы, и дырку (это уже не отверстие) в детали, и как следствие геморрой с нарезанием новой резьбы

Сейчас динамометрические ключи выглядят примерно так:
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
У них поворотная ручка, с помощью которой настраивается момент отсечки. При затяжке болта, когда нагрузка дойдёт но установленной ключ щелкнет, и головка чуть повернётся, давая понять что хватит уже крутить.

Современные ключи принципиально отличаются диапазонами крутящего момента. Удобно в гараже иметь несколько разных диапазонов (хотя-бы пару) для разных болтов, т.к. на мощных ключах настройка небольших моментов будет очень условной (не точной). Я у себя держу до 30Нм и до 150Нм, для моих нужд этого вполне достаточно.

По поводу крутящих моментов для разных материалов они будут разные, но примерно можно ориентироваться на такую таблицу:
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Кроме того! Не зря половина форума рекомендует обращаться к сервис-мануалу (букварь), там отдельно указаны стандартные моменты затяжки для каждого типа болтов, и для некоторых болтов отдельные, свои моменты затяжки. Для некоторых болтов еще и порядок затяжки важен!
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Вообще из книжек в первую очередь стоит читать именно мануал. Там есть всё. Вот прям совсем всё, от списка необходимого инструмента, и заканчивая рекомендациями по использованию. В том числе вся интересующая информация по клапанам
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

P.s. Скриншоты от мануала от 1300, они приведены для примера. Мануал целиком можно скачать в соответствующем разделе.
Насчет ключа - согласен, неудобно и неточно, но пока другого нет. Покупать еще не готов, ибо стоит недешево, а пользоваться придется не часто, по крайней мере в ближайшей перспективе. Но я точно знаю, что с таким ключом я затягиваю с меньшим усилием, чем если бы тянул простым рычагом с головкой. Да и процесс этот выглядит так, словно я иду по тонкому льду - медленно и оооочень плавно. А вот насчет крутящих моментов - не задумывался. Получается, если по уму, то для каждого конкретного болта момент силы при затяжке должен вычисляться по формуле с учетом материалов болта и детали, а также с учетом предписываемого усилия. Разумеется, для меня это не имеет практического смысла, так как ключ и правда как на первой картинке) И насчет маркировки болтов - то ли я внимания не обращал, то ли не замечал ее на тех, что использовал. Хотя на болтах движка маркировка есть, но я думал, что она не указывает на прочность, а показывает функциональную принадлежность - на всех болтах, скрепляющих половины движка я замечал цифру 8. С другой стороны, теория эта до конца не подтверждена, т.к. рассматривались только эти самые болты с 8-ми (к тому же может это и есть прочность).
Букварь - вообще суперская вещь! Я не смог оценить его по достоинству сразу, т.к. японский для меня не родной, но переводчик и желания творят чудеса, да и по картинкам в целом все ясно. Хотя такие моменты, как например последовательное заворачивание можно легко упустить из виду... Да, 1300-мануал выглядит значительно более читабельным)) Однако мануал не исключает необходимости изучения литературы по движкам вообще, в том случае, если стоит цель не только починить мопед, но и глубоко вникнуть в вопрос устройства.
P.S. Спасибо за развернутый ответ. Не знаю на сколько он актуален для остальных, но для себя я бы закрепил его в топе.

Цифра(ы) на шляпке болта это как раз класс прочности. В интернете полно информации от том какие они бывают. 8.8 - типичный (хотя естественно не единственный) класс для мотоциклетных болтов.
Мягкая оцинковка, которая продается у нас на строй рынках, и которая маркируется как 4.4 чуть крепче пластилина.

Вообще у крепежа довольно много характеристик. Как минимум три у резьбы:
* Размер (считай диаметр),
* Шаг: расстояние между витками (тут можно удивится что болт нужного казалось бы диаметра не хочет вкручиватся, или с дуру, даже применить силу. Иногда оно даже вкрутится и будет держаться), и
* Профиль резьбы (считай угол проточки резьбовых ниток): если профиль не подходящий, резьбу можно очень быстро привести в негодность. Как правило для конкретных диаметров характеристики будут идентичные, но иногда можно удивится.

То же самое касается и других крепежей. В интернете полно информации о том чем отличается PH от PZ и отJIS, но многие на это просто не обращают внимания, хотя это тоже важно

Вообще новички часто недооценивают крепеж. Казалось бы что там такого, но кроличья нора достаточно глубока. В том же мануале некоторые резьбы (и не только резьбы) нужно смазывать, некоторые нужно наоборот сажать на лактайт (для этого есть специфичные значки). Тех же лактайтов целая гора: красные, синие, термостойкие.

По поводу динамометрического: тут тоже вопрос глубже чем квжется. Для некоторых болтов момент затяжки важен не только в плане сорву/не сорву. Прокладка может нормально не обжаться, и подарить радость ссущегося мотора. Свернутый болт постели распредов... Ну, это скорее всего к новой бошке. Хотя я видел сибихи, у которых грм была затянута так что не проварачивалась. Недозатяжка тоже палка о двух концах: хжр хоть и не самый вибронагруженный мотор, но тем не менее вибрации там есть, а соответственно и шанс потерять болт не нулевой
Потерять один из болтов крепления двигателя (я за все годы потерял не меньше трех) обидно, но не смертельно, а вот выкрутившийся болт внутри мотора: это такое себе развлечение.
Я конечно описываю пограничные случаи, с довольно низким шансом, но я бы не хотел оказатся тем самым счастливчиком
Кроме того, резьба тоже изнашивается, и возможно в следущий раз с уже большим опытом и динамометрическим ключом ты сорвешь ее, потому что она устала в прошлые разы.

Еще хочу обратить внимание на шайбы: в частности медные (или иногда алюминиевые) шайбы сливного болта картера (тот который в самом низу, для слива масла.
Не редки случаи его сворачивания (это пол беды, это относительно лего чинится), или утраты: тут уже серьезней. Если его потерять на ходу, можно или упасть на собственном масле, или незаметно потерять все масло и продолжить ехать, впоров мотор (даже не знаю что хуже)
Собрать все конечно можно и так, и возможно это бужет долго и счастливо работать, но я бы все де рекомендовал озаботится базовым инструментом.
В крайнем случае, всегда можно найти товарищей по мото теме, и одолжить, или купить в складчину. Варианты есть всегда...
Записан

Saharov

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26964
  • Адепт Мотюля
    • Yamaha FJ1200A,XV750,TDR250,BMW K1200RS
    • Питер
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #331 : 17 Января 2020, 23:15:07 »

Вот это эссе  *shlyapa*
Записан
Мапеды починяю

silwer

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4391
  • Даешь паровозы в массы!!!
    • GSX1400
    • Балашиха МО
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #332 : 18 Января 2020, 01:06:47 »

Ога, я вот наоборот, я старше Гугла...
Записан
Балашиха МО

Saharov

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26964
  • Адепт Мотюля
    • Yamaha FJ1200A,XV750,TDR250,BMW K1200RS
    • Питер
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #333 : 18 Января 2020, 02:35:36 »

Ога, я вот наоборот, я старше Гугла...
А йа ваще помню ручного трицераптора в деревне у бабушки  *wild*
Записан
Мапеды починяю

SaShok

  • Мотосервис
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5206
  • Genesis power
    • Fzx1000 in project.
    • Апрелевка - Мытищи
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #334 : 18 Января 2020, 11:11:30 »

Курица тоже динозавр !
Записан
Практикующий некромант

Stigga

  • Постоялец
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 132
    • XJR 1200'94
    • Воронеж
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #335 : 18 Января 2020, 13:34:30 »

Вот хороший электронный динамометрический адаптер,сам таким пользуюсь в ремонте мопеда, диапазон измерения от 2 до 200 ньютонов,на ютубе есть видео теста на стенде,показывает точнее чем с трещоткой.Бывает им подлезть бывает трудно,для этого использу карданы 1/2
1/3 1/4.
2 093,64 руб.  31%СКИДКА | Динамометрический ключ цифровой 1/2 1/4 динамометрический ключ универсальный 3/8 "0,3-340nm Регулируемый динамометрический ключ набор для ремонта автомобиля велосипед
https://s.click.aliexpress.com/e/_NXQYX
Записан

SaShok

  • Мотосервис
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5206
  • Genesis power
    • Fzx1000 in project.
    • Апрелевка - Мытищи
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #336 : 18 Января 2020, 23:25:24 »

Купить чтоли, как денег будет... я себе 2 щелчковых ключа брал на али, вполне точные, когда с срочным переездом свои джонсвей проебал... вообще микрометр хочу цифровой, но то денег нет, то еще что то мешает
Записан
Практикующий некромант

Тихон

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 870
    • xjr1200sp, к1200рс
    • Россия, Владимир
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #337 : 18 Января 2020, 23:29:00 »

Купить чтоли, как денег будет... я себе 2 щелчковых ключа брал на али, вполне точные, когда с срочным переездом свои джонсвей проебал... вообще микрометр хочу цифровой, но то денег нет, то еще что то мешает
. А в цифровом в чем фишка?
Записан

SaShok

  • Мотосервис
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5206
  • Genesis power
    • Fzx1000 in project.
    • Апрелевка - Мытищи
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #338 : 19 Января 2020, 00:34:52 »

Удобство, ну и то, что он новый, значит точный. Хотя я когда гаражи ломали смарадерил  себе новый совковый микрометр в коробочке, и вопрос впринципе снялся
Записан
Практикующий некромант

Saharov

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26964
  • Адепт Мотюля
    • Yamaha FJ1200A,XV750,TDR250,BMW K1200RS
    • Питер
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #339 : 19 Января 2020, 01:25:49 »

Купить чтоли, как денег будет... я себе 2 щелчковых ключа брал на али, вполне точные, когда с срочным переездом свои джонсвей проебал... вообще микрометр хочу цифровой, но то денег нет, то еще что то мешает
. А в цифровом в чем фишка?
батарейки менять  :D
Записан
Мапеды починяю

NewD

  • СтариЧОК
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 298
    • Yamaha чок 400
    • Пенза (Заречный)
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #340 : 22 Января 2020, 00:58:08 »

Грустно мне ужасно, стыдно бесконечно, но клапана, те самые, что я аккуратно разложил по стаканчикам и подписал, я притер в обратной последовательности   :( *facepalm876* *facepalm645* *facepalm* *wall* Но дурость она такая, демотивирует, а исправлять все равно надо! По факту, притер я совсем чуть чуть, так как присоска у меня от детского пистолетика (не держится нихрена) и в сумме на каждый клапан получилось не больше минуты вращения - по факту секунд 20-30. Вот я и думаю, так оставить или все-таки притереть по новой по своим местам. Притер я только выпускные клапана. Думаю, с регулировкой по-любому будет  *censored*.... сложно, поэтому спрашиваю просто для очистки совести - мол сделал все, что мог...
Записан

NewD

  • СтариЧОК
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 298
    • Yamaha чок 400
    • Пенза (Заречный)
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #341 : 22 Января 2020, 00:59:45 »

Как оказалось, нехватка хорошего инструмента - не самая серьезная моя проблема...
Записан

SaShok

  • Мотосервис
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5206
  • Genesis power
    • Fzx1000 in project.
    • Апрелевка - Мытищи
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #342 : 22 Января 2020, 01:17:59 »

Если уже притер, то не трогай
Записан
Практикующий некромант

Saharov

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26964
  • Адепт Мотюля
    • Yamaha FJ1200A,XV750,TDR250,BMW K1200RS
    • Питер
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #343 : 22 Января 2020, 02:38:37 »

Вот тут важно какой разброс зазоров был до этого, если замера не было то я бы разложил как было, без притирки проверил герметичность и если она в норме то не трогал бы, потом сами прибьются.
И не огорчайся, мотористы с опытом тоже косяки лепят по запарке, нормально всё  :D
Записан
Мапеды починяю

NewD

  • СтариЧОК
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 298
    • Yamaha чок 400
    • Пенза (Заречный)
Re: Капиталка (любительская)
« Ответ #344 : 22 Января 2020, 14:06:23 »

Вот тут важно какой разброс зазоров был до этого, если замера не было то я бы разложил как было, без притирки проверил герметичность и если она в норме то не трогал бы, потом сами прибьются.
И не огорчайся, мотористы с опытом тоже косяки лепят по запарке, нормально всё  :D
Даже не представляешь, как мне полегчало от твоего ответа! Спасибо)
Записан
 

Колясочники всех стран, объединяйтесь! Мото-объединение Ногинска и Электростали BUNE