Фейсбук теперь банят, но пока так
https://www.facebook.com/LadakhFans/posts/pfbid0bJEEYJCHJ9BiwfB6yBMd1vLZ51gUXM2WzpboqY229njo3wriJWEueeuncNTde2pglИ текст оттуда:
Это была моя третья коммерческая поездка в индийские Гималаи, в которой мне пришлось восстанавливать навыки экстремального вождения после приличного перерыва. Маршрут я составлял так. чтобы за две недели охватить основные места в окрестностях Леха с выездом в долину Нубра и затем долину реки Спити. Выехав из Манали, мы должны были сначала осмотреть регион Лахул штата Химачал-Прадеш, там пройти небольшой треккинговый маршрут, а затем отправиться в хорошо знакомый мне Ладак по знаменитой трассе Манали-Лех. Посещение долины Спити было запланировано под конец тура как отдельная приключенческая часть. Я старый питерский байкер по кличке Мел. Общий стаж вождения 30 лет. Учился езде по грязям на эндуро в Коломяжских карьерах на севере Питера. Осваивал экстремальное вождение на горных трассах Кавказа, а затем в Гималаях. Путешествую по Индии с 1996 года, а по Гималаям с 2010 года.
Итак, у меня мотоцикл Royal Enfield 500 с багажным обвесом и одна коммерческая туристка на пассажирском месте. Скажу для начала пару слов о своей туристке по имени Катя. В этом году инициатором поездки стал человек, который поначалу пришёл с идеей готовой группы, но затем он не смог поехать, внезапно став невыездным, и в результате не поехал и его коллега по работе. Кате я написал задолго до того, как начались эти проблемы с группой. Поддерживая продолжительное время заочное знакомство, мы раньше уже обсуждали с ней мои туры в Ладак, которые я начинал продвигать в доковидные времена, и она определённо хотела поехать. В этот раз, кажется, мы оба подумали, что либо теперь, либо никогда, и поэтому поехали вдвоём: гид-водитель и индивидуальный турист. Конечно на неё легла повышенная финансовая нагрузка, но авиабилеты Аэрофлота на июнь продавались достаточно дёшево, и я тоже, разумеется, умерил свои амбиции в плане предполагаемого гонорара. В конце концов, я работаю из любви к своему делу, хотя любой, кто со мной ездил, знает это что весьма понятный, физический и вовсе не лёгкий труд. Я хочу сказать, что Катя оказалась, пожалуй, лучшей моей туристкой, показав высокую дисциплинированность, выносливость, и проявив самый неподдельный интерес.
Теперь о мотоцикле. В действительности у нас их было три. Один раз мы брали дополнительный байк для радиального выезда из Леха (в закрытые зоны Ладака пускают только местные мотоциклы со специальным синим билетом), а другой раз мы эвакуировались из пустыни по причине механической поломки байка с предоставлением замены от арендодателя. Royal Enfield 500 – это, по сути, единственно приемлемый вариант для езды по индийский Гималаям с пассажиром. Дело в том, что на высотах более 4000 мощность двигателя падает настолько, что RE350 просто не вытягивает. Нет, ну если вам нравится разворачиваться, съезжать чуть вниз, а потом снова лезть наверх – это дело ваше, но моё дело – это комфорт и безопасность туриста, и поэтому 350 в данном случае не вариант. Что же касается других марок, то да, в Индии теперь доступны и KTM, и BMW, но, во-первых, сумма аренды за них существенно возрастает, а, во-вторых, в отличие от Энфилда, на них практически нереально найти запчасти прямо на маршруте. Энфилд же обслуживается быстро и дёшево.
Обвес мотоцикла – это тоже отдельный вопрос. За последние годы популярность набирает горная модификация Энфилда, о которой надо знать важную вещь: Enfield Himalayan имеет смысл выбирать только в том случае, если на мотоцикле едет один человек. Для пассажира этот обвес неудобен. Что же касается классической модификации Энфилда, стальные багажные крепления на ней обеспечивают не только возможность взять приличное количество багажа, но и позволяют пассажиру удобно и крепко держаться руками, не прикасаясь к водителю. Сверх того, небольшая подушка на сиденье, и пассажир может расположиться вполне комфортно, не испытывая усталости от своей посадки даже на гималайском бездорожье. Конечно, от участника группы в такой поездке в любом случае требуется выносливость и хорошая физическая форма, но никаких специальных навыков не нужно до тех пор, пока он сам не сядет за руль мотоцикла или автомобиля.
Коротко о необходимых навыках для водителя. Во-первых, левостороннее движение. Затем полное хладнокровие на узких дорогах в условиях сильно ограниченной видимости. Дороги в Индии вообще и в Гималаях в частности не скоростные, но на внезапно выскакивающую встречку вы должны реагировать очень осознанно и без малейшей паники, даже если места на полосе вам почти не оставляют. Помните: вы не можете съехать в кювет – это может быть последний съезд в вашей жизни. Далее, offroad – вождение мотоцикла по такому бездорожью очень физически нагружено. Я, например, в этот раз, будучи уже немолодым человеком, в первый же день сделал укол стероида, который сразу сжёг мне лишний жир, нарастил грудные мышцы и снизил утомляемость. Ну и, наконец, водные преграды. Скажем так, если вы едете со мной в «паркетный» тур по Ладаку, у вас есть все шансы не увидеть в этом никакой сложности, но если это поездка с приключениями (как было оговорено в этот раз), тогда это самое трудное. Если вы не чувствуете себя вполне уверенно, на особо сложных участках вам обязательно понадобится кто-то с большим опытом, кто сможет подменить вас за рулём и проехать преграду за вас.
Прежде чем перейти к рассказу о путешествии, я должен сказать и о другой стороне моей карьеры гида по индийским Гималаям. Я кандидат философских наук, значительную часть своей научной деятельности посвятил изучению тибетского буддизма и, испытывая живой интерес к буддийской культуре, регулярно посещал Ладак, Химачал-прадеш, Непал и Западную Бенгалию с 2010 года, что позволило мне хорошо узнать этот регион. Идея коммерческих туров возникла у меня в 2015 году, и на следующий год я впервые ездил в качестве гида на мотоцикле, сопровождая группу из двух человек на двух мотоциклах. 2017 год у меня был занят продолжительной поездкой в Западную Бенгалию, в которой меня сопровождала супруга. А в 2018 году я выполнил коммерческий тур по Ладаку для туристки из Москвы, которая ездила со мной на пассажирском месте. Отчёт той поездке публиковался здесь в виде постов, а также есть его цельные версии
http://mirputeshestvii.ru/.../otchyet_o_moto.../Ниже я расскажу о наших передвижениях в последней поездке и напишу о планах собрать группу на будущий год.
пока всё