Ну, начнем с того, что температуру, которую показывает этот щуп я считаю достаточно точной, потому как температура газов в картере примерно равна температуре масла. Что-то вроде кипящего чайника. Это мое мнение, но думаю что его можно обосновать законами термодинамики - объем замкнут, размеры небольшие, теплоотдача через стенки небольшая, масло и воздух постоянно контактируют. Если есть кто лучше знакомый с термодинамикой - пусть поправит.
И по-моим наблюдениям значения, что показывает показометр, весьма логичны. Двигатель холодный - 20 град. После 10 минут прогрева - 40 град. После 15 минут поездки - 60, рабочий режим. Если без пробок - 70-80 град по трассе. Пробки - 80-90. Стоячие пробки - 100 и более. По-моему похоже на правду. И значения постоянно меняются, в зависимости от режима движения. Владельцы цифровых Яш пусть меня поправят в цифрах.
Какая в этих значениях польза? Если холоднее 60, то я не даю полную нагрузку. Если более 100 - то нужно стоять остывать, или ехать очень спокойно, остывая. Да, возможно масляная пленка выдержит и 150 град, но я предпочитаю подстраховаться. В конечном счете все эти предосторожности увеличат ресурс и состояние движка в целом.
Да и вообще, я думаю ВСЕ так или иначе контролируют температуру мотора-воздушника - рукой, или по звуку (как ты говоришь, "по чуйке"), и при перегреве все-таки прекратят движение и тем более не будут крутить ручку на всю или зарубаться в светофорных гонках. А тут есть просто более точный инструмент, который точно скажет - можно еще ехать, пусть и потихоньку, или ЛУЧШЕ постоять покурить.
Ну вообщем, на мой взгляд что-то полезное в показаниях температуры все-же есть.