Алексей (автор статьи) у нас профессиональный гонщик? Отнюдь. Я бы не стал доверять любителям свою жизнь...
Что пишет профессиональный гонщик по этому поводу:
(Из книги Ник Йенач. "Техника спортивной езды")
Тонкость 3: руление весомМотоцикл весит 450 фунтов, а водитель 150 фунтов, таким образом вес человека составляет довольно большую часть системы — в данном случае 25 процентов. Движения вашего тела сильно влияют на то, как и когда поворачивает байк. Давайте обсудим руление весом подробнее.
Все мы катались на велосипеде или мотоцикле без рук и даже поворачивали. Или, как минимум, наклонялись в сторону поворота. Конечно, повороты были не такими быстрыми и четкими, как с руками, но все-таки они были. И совершались они перемещением веса тела.
Что нужно сделать, чтобы повернуть без рук направо? Наклониться вправо, то есть в сторону поворота. Именно это вы делаете и с руками на руле. Поскольку ваш торс и голова значительно выше центра масс мотоцикла (он находится где-то в районе коленвала), любое их перемещение сильно влияет на мотоцикл.
Тем, кто пересел на шоссейные мотоциклы с кроссовых, придется осваивать технику прохождения поворотов с нуля. Мотокросмены наклоняют байк под собой, смещают зад наружу поворота, выставляют внутреннюю ногу и загружают внешнюю подножку. Шоссейные водители загружают внутреннюю подножку, смещают грудь и подбородок вовнутрь, сдвигают зад внутрь поворота. Положение тела водителя влияет на все аспекты поведения мотоцикла — от быстроты руления до угла наклона и стабильности.
Попробуйте стоя наклониться вправо. Чувтвуете, как вес переместился на правую ногу? На мотоцикле вы бы загрузили правую подножку, помогая тем самым байку повернуть направо. Чтобы быть уверенным, что вы загружаете внутреннюю подножку, заведите привычку направлять байк в поворот с помощью подбородка или молнии вашей куртки. Держите молнию либо по центру бака, либо немного смещенной в сторону поворота. Цель этих манипуляций проста — раз уж вы знаете по опыту езды без рук, что байк поворачивает при смещении веса, вы должны быть уверенны, что переместили свой вес в нужном направлении.
Описанный навык особенно трудно дается мотокроссменам. Дело в том, что в мотокроссе техника поворотов совсем иная - тело всегда остается сверху, а мотоцикл под ним наклоняется. Если перенести эту технику на дорожный байк, она принесет только вред. Вы не сможете чувствовать сцепление колес с дорогой, подвеска будет работать с повышенными нагрузками, уменьшая доступный клиренс. Короче говоря, такая техника на асфальте не имеет смысла. Просто смещайте вес внутрь поворота, и все будет хорошо.
Чтобы понять, как байк реагирует на смещение веса, выполняйте следующее упражнение. Привстаньте на подножках, едьте прямо, а потом приподнимите одну ногу с подножки. Байк начнет поворачивать в сторону нагруженной подножки.
Использование внешней ноги в повороте позволит вам напрячь мышцы спины и пресса и расслабить руки. Этот прием помогает рулить, но гораздо важнее, что он помогает расслабить руки. Заявление: вся экипировка показана на фотографиях не в рекламных целях, а просто потому, что она отлично работает в реальной жизни (отсюда потертости, грязь и следы насекомых).
Но перемещение веса еще не все. Важно когда вы это делаете. Сместитесь слишком рано, и байк начнет заваливаться в поворот, прежде чем вы будете готовы повернуть. Сместите вес слишком поздно, и мотоцикл будет сопротивляться рулению, а когда все-таки повернет, то его поведение в наклоне будет нестабильным. Именно в выборе правильного момента и заключается основная трудность этого приема.
Выбор правильного момента для смещения веса особенно важен при прохождении серии поворотов. Подумайте сами - четверть веса системы перемещается во время движения. Как и когда она перемещается оказывает огромное влияние на плавность движения байка.
Чтобы успешно освоить руление весом, надо сосредоточиться на движениях тела. Начните с наклона головы и плеч в сторону поворота, одновременно начинайте перемещать зад. Не выставляйте внутреннее колено — свешивание применяется на треках, а не на улицах. Используйте смещение зада по максимуму, дюйм-другой уже сильно помогает байку повернуть. Ни в коем случае не повисайте на руле. Любое усилие, приложенное к рулю, либо меняет траекторию, либо дестабилизирует байк. Для смещения веса используйте не руки, а бедра, упираясь в подножки той частью стопы, на которой вы стоите, когда поднимаетесь на цыпочки. Не вставайте, просто немного напрягите ноги, чтобы скользнуть по сиденью. Упражнение покажется вам трудным, если вы будете упираться в подножки серединой стопы или пятками. Но если вы упретесь мысками или пальцами, вы лучше почувствуете байк.
Подсказка напоследок: не питайте иллюзии, что перемещение вашего тела рулит мотоциклом — им рулит загрузка подножек. Вы можете облазить байк вдоль и поперек, но если при этом на подножках находится равный вес - он не повернет. Но стоит загрузить одну подножку сильнее другой, и мотоцикл начнет поворачивать.
Упирайтесь в подножки с помощью передней части стопы. Если вы поставите середину стопы или пятку, вы будете медленнее загружать подножку, кроме того есть риск в наклоне зацепить асфальт обувью. Нажимайте на рычаги тормоза и переключения скоростей пальцами ног, передвигая стопу не отрывая ее от подножки - так вы будете точнее дозировать усилия. Не снимайте ногу с подножки, потому что тогда ваши действия будут слишком грубыми. После того, как вы переключитесь или затормозите, снова сместите стопу назад.
Ссылка на всю главу с иллюстрациями:
http://biketours.ru/?book=3&page=books&part=38------
Кстати.
Тринадцатый, если есть сомнения - поэксперементируй с этим сам на своем байке. Попробуй ехать ровно и начать "давить" на подножку, хоть изо всех сил, это даст эффект близкий к нулевому. Потом проделай то, что предлагает Ник и сравни. Перенос веса (загруз внутренней подножки) помогает мотоциклу поворачивать. Если ты уже перенеся вес на внутреннюю подножку хоть изо всех сил обдавишься на внешнюю, ничего не изменится. Об неё ты просто упираешься.