Первая часть марлезонского балета. Весь отчет написать пока не хватает сил. Но думаю добъю его долгими зимними вечерами.
28 июня 2011 года
Вместо предисловия. Россия самая прекрасная страна для путешествий с приключениями. Здесь ничего нельзя планировать наверняка. Например, едешь по отличному асфальту и думаешь, что в нужной точке будешь часа через два. Как бы, не так. Асфальт может кончиться и окажешся на жуткой грунтовке или дорога вообще превратится в направление, а потом преобразуется в тропинку и вообще иссякнет, как пересохший ручей. Ну ладно. Все по порядку.
Границу Латвии и России прошел за час. Дело в том, что мотоциклисты у нас приравниваются к пешеходам и велосипедистам. Поэтому в очереди мы не стоим.
Что приятно. К часу дня вырвался на М9. Как и при путешествии в прошлом году пришлось привыкать к транспорту, идущему без света. Хотя в России и ввели езду с ближним светом, многие это игнорируют. Но я столкнулся с интересным феноменом. Когда вокруг тебя (в Латвии) все ездят со светом, то потом просто отсутствует реакция на автомобиль, идущий без него. Из-за этого пару раз попадал в сложные ситуации. Например, выхожу на обгон и вдруг, перед твоим носом врубают свет. Оказывается кто-то едет. Неприятно. Такая же ерунда в России и с круговым движением. Половина машин едет по старым правилам, другая по-новым, где преимущество у тех кто на круге. Все это забавно выглядит со стороны. Водилы зашуганные, шарахаются друг от друга и не понимают что происходит. К 17 часам остановился у деревни Козлово, на берегу Западной двины(она же Даугава).Поел. Раскинул палатку. В 22 часа залег. И тут началось паломничество. Сначала через мою стоянку прошло около 30-40 таджиков, партиями по 5-7 человек. Искупались, попили пива, поржали, ушли. Потом по палатке скользнул свет легковушки. Она пердела оторванным глушителем и громыхала русской попсой. Но увидев мотоцикл, передвижная дискотека решила не беспокоить мой сон и отъехала на сотню метров к мосту. И там уже началось. Водка, бабы и музыка. К пол третьему ночи они утомились. Часа в четыре и я заснул.
29 июня
Встал. Подкрепился. Отправился в Осташков. Понял, что так жить нельзя. А точнее спать. На паралоновом коврике. Болят все бока. Нужен надувной матрас.
Осташков – красивый, но пыльный и довольно загаженный городишко. С пронзительным духом русской старины и полным отсутствием дорог. Такая вот эклектика. К тому же за городские улицы там по ходу отвечают очень странные люди. На центральных улицах есть асфальт, но с ямами метровой глубины. И это пол беды. Ты выбираешься из ямы, и следующим номером, ты должен забраться на лежачего полицейского, полуметровой высоты. Кстати на пути следования аналогичный прикол я встречал не раз. Что же касается поперечных улиц Осташкова, то на них вообще асфальта нет. И это даже лучше. Получаются такие пологие грязевые ванночки. Ты плавно перетекаешь из одной в другую. Без вреда для подвески.
В покосившемся двухэтажном доме с ручной колонкой на улице, я нашел магазин для туристов. В нем за 650 рублей приобрел себе чудный надувной матрасик. Барышни уговаривали меня взять еще насос за 450 рублей, но я сказал, что надую его по-старинке—ротом. Они брезгливо скуксили личики. Их снобизма я не понял. Остановился на озере Белом. Неподалеку от монастыря Нилова пустынь. Фантастическое место. Сухой сосновый лес, как у нас в Юрмале, подходит прямо к воде. А вода кристально чистая. Видимость метров 10 наверно.
30 июня.
Стоянка на озере Белое. Великолепный отдых на чудесном озере омрачает повальное увлечение российской молодежи музыкой на природе. Они пригоняют тачку с мощным сабвуфером. И вместо того чтобы слушать пение соловьев, ты всю ночь внимаешь тому как они рызрывают тишину звуками типа унца-унца. Потом они нажираются. И с криками «Т-а-а-а-а-агииил!» мечутся в воду. И так несколько подходов за ночь. К 8 утра в крутой тачке обычно подыхает аккумм. Начинается прикуривание и вялые стоны стартера. Когда все стихает в адрес веселящихся с разных сторон озера доносятся крики « пи......расы!». Кстати по аналогичному сценарию у нас прошли три ночи к ряду.
1 июля.
Выезд с озер Селигер 10:00. Я ломанулся в сторону Валдая. Вспомнил слова доктора Хауса, о том, что все врут. В моем случае, как люди, так и навигатор. Пара человек мне сказали, что до Валдая вполне сносный асфальт, навигатор Navitel, собака подтвердил сказанное. Но асфальт кончился через 20 км, где-то в районе нас. пункта Кравотынь. И потом началась задница мира. С паршивой грунтовкой. Но зато увидел какие-то богом забытые фантастической красоты русские деревни. С необыкновенной архитектурой. Или например въезжаю в деревню вывеска которой гласит «Красотища». Едешь и ржешь себе в каску. Но вот поднялся на пригорок, выехал в центр деревни и в зобу дыханье сперло. «Вот это красотища!» -- крутится мысль в голове. Открывается незабываемый вид на озеро. Правда не могу установить на какое. То ли Велье, то ли Селигер. Да и деревни такой на карте сейчас найти не могу. Побывал в черной дыре. За 20 км до Валдая, покрывая вторую сотню по стиральной доске, услышал металическое дребезжание в районе цепи. Остановился. Оказалось, что отвалилась защита цепи. С аналогичной проблемой столкнулся 3 июля и Саша(Echidna), на своем XJR 1300, после грунтовок в Карелии. А это уже тенденция. Так что можно сказать, что это слабое место хыжера.
Прибыл в Валдай в 13:20. С Колей (Шмел) мы договорились встретиться в 12:00 на площади Свободы, но там никого. Буквально через 5 минут показались три мотоцикла. Оказалось, что за то время пока я жил на Селигере Коля (Шмел) нашел на форуме еще двух попутчиков. Ивана (Лесаруб) и Сашу (Echidna). Честно говоря первое время мучают сомнения. Едешь за три девять земель с абсолютно незнакомыми людьми. Но сейчас я понимаю, что это действительно классно. Ведь путешествие это испытание. В нем узнаешь, чего стоишь ты. На что способны другие. Кто как переносит трудности. Да и вообще в мире нет ничего интереснее, человека.
Ну вобщем встретились, познакомились. Перекусили в пивной Бавария и поехали в направлении Питера.
DSC 00828
В Питере удивил КАД (кольцевая автодорога). Я вел нашу группу,потому что у меня был навигатор в телефоне, но уйти по КАДу в направлении Ладоги так и не получилось. Начал сомневаться в своих умственных способностях. Но на обратном пути понял, что КАД, это такая хитрая ловушка для туриста. Так задумано. Чтобы люди бесмыссленно по нему кружились, до самой смерти. Например там есть указатель «Таллинское шоссе.» Ты думаешь: «Да это то, что мне нужно». Табличка появляется еще пару раз. Но потом фраза Таллинское шоссе куда-то исчезает. А для съезда с шоссе предлагаются какие-то города в направлении Эстонии. А если ты на них не съехал, то добро пожаловать в бесконечность. Следующий раз табличку «Таллинское шоссе», ты увидишь там, где и в первый раз. Вобщем пришлось нам к месту ночевки прорываться через центр Питера.А там пробки. В одном самом клинически запущенном месте, глее машины простирались до горизонта, я просто загнал свой хыжер на 25 сантиметровый бардюр, на разделительной полосе. Боялся за Ваню, который был на Интрудере, но он продемонстрировал чудеса мотоакробатики. Вообще стоит отметить, что Иван лучше всех нас вместе взятых ездил на мотоцикле. В Москве у него хыжер, правда разбитый, поэтому в дальняке он колесил на Интрудере, но залезал на нем в самые невообразимые места.
Начали задумываться о маршруте. Его разработал Коля. Вокруг ладожского озера, к Белому морю, потом вокруг Онежского озера с выходом в Вологде. Но весь его план базировался на старом советском атласе.
IMG_5888.JPG
Не ясно было, что там за дороги и какое у них сейчас покрытие. Мне хватило полутора сотен км грунтовки на дорожном мотоцикле до Валдая. Вобщем решили заночевать в окрестностях Питера, на Ладожском озере и там подумать над маршрутом. Впрочем к Ладоге мы так и не вышли. Туда вела подозрительно паршивая дорога с огромными грязными лужами. Повернули обратно. Нашли маленькое озерцо забитое пьяными дачниками. Дабы обрести покой углубились в лес. На горе нашли полянку. На ней радостно проснулись комары завидев нас. Я не мог разложить палатку и пользоваться двумя руками одновременно. Сжирали на корню.
IMG_5865.JPG
IMG_5866.JPG
IMG_5868.JPG
Коля у нас повар-технолог, поэтому я думал, что к приготовлению еды у него будет профессиональный интерес. И он покажет нам мастер-класс на кухне. Но мы все глубоко заблуждались.
IMG_5876.JPG
IMG_5877.JPG
IMG_5878.JPG
IMG_5880.JPG
В свою очередь Ваня пытался угостить Колю пивом. На что Коля глубокомысленно и серьезно ответил: -- Я повар-технолог и мне нельзя употреблять алкоголь. Я могу повредить вкусовые сосочки на языке, что затруднит процесс дегустации пищи.—
В конечном итоге поступки человека, его высказывания, реакция на те или иные проблемы рождает у попутчиков его образ. Вот так вкусовые сосочки дополнили Колин образ. Тактическая ошибка молодости.
«Что я тут делаю?» -- подумал Коля.
IMG_5886.JPG
В целом же Коля запомнился своим огромным энтузиазмом, любовью к езде на мотоцикле, при почти полном игнорировании необходимого снаряжения для дальней поездки. Судя по его откровениям, он больше мечтает служить в московском мотобате, чем стоять у плиты.
Самый большой километраж в тот день оказался у Саши. Он пилил аж из Рязани.
IMG_5869.JPG
Ну вот мы поели и готовы ко сну.
IMG_5874.JPG
IMG_5881.JPG
IMG_5882.JPG
IMG_5883.JPG
Впрочем ночка выдалась веселая. Для меня это была вторая часть марлезонского балета, когда до утра слушали музыку, под крики Таги-и-ил! И еще кто-то носился на совкоцикле. Судя по звуку на Минске.
2 июля
Позавтракали, помылись, искупались в озере. Поехали. На выезде с озера я завалился в грязную лужу правым боком. Мотоцикл я бросил и спасал барсетку, в которой был телефон с навигатором и документы. Хыжер взвыл и заглох. Барсетку спас. Мотоцикл без потерь. Только весь загажен. Что касается маршрута, то решили ехать вокруг ладожского озера, через Карелию к Белому морю. Первая остановка река Вуокса. Впечатлили пороги.
IMG_5904.JPG
IMG_5896.JPG
IMG_5897.JPG
IMG_5898.JPG
Здесь же купили котелок. Моей маленькой кастрюльки на всех не хватало.
Вторая остановка крепость Корела. Внутрь мы не пошли. Там был костюмированный праздник и со всех трясли по 200 руб. Поскольку мы транзитные пассажиры, то удовлетворились внешним осмотром крепости.
IMG_5909.JPG
IMG_5915.JPG
IMG_5916.JPG
IMG_5917.JPG
IMG_5919.JPG
Впереди хороший асфальт, правда дорога на 50 км вперед была забита дачниками. Сплошной поток машин. Впрочем, это не стало препятствием. Пилили по встречке, по обочинам. Вобщем просачивались, как могли. Менты делали вид, что нас не существует. Если к одному мотоциклу еще проявляли интерес, то завидев на подходе еще три машины, просто отворачивались.
Въехали в Карелию. С асфальтом начались перебои.
DSC00844.JPG
DSC00846.JPG
DSC00847.JPG
DSC00849.JPG
IMG_5920.JPG
IMG_5922.JPG
Средняя скорость упала до 40 км, в час. Я начал впадать в уныние. Для 300-400 км пути нам понадобится 10 часов трястись по пыльной грунтовке. Но тут неожиданно, как и все в России. Откуда ни возьмись, словно по щучьему веленью, нарисовался девственный асфальт. Мало того дальше пошла фантастической красоты дорога. Резкие подъемы и спуски. Затяжные и резкие повороты. Самое большое удовольствие от езды мы получили именно в этом месте. Правда, были и опасные моменты. Ты вылетаешь из-за поворота, а весь асфальт перед тобой засыпан слоем красной гранитной крошки. Заложить мотоцикл уже нельзя. Вот и пилишь на встречную полосу, осторожно оттормаживаясь. Слава Богу, там нет интенсивного движения машин. Гранитную крошку я так понял они сыпят зимой, когда машины не могут забраться на пригорок. Но потом они ее не убирают.
IMG_5926.JPG
Получив удовольствие от езды, вскоре мы наткнулись на очень красивую стоянку у деревни Рауталахти. Там дорога пробита в скалах и выходит прямо к озеру. Мы заехали на огромные теплые валуны. У самой воды вообще оказался установлен столик со скамейками. Одна семья там жарила шашлычки. Подошел спросил, остаются ли они здесь на ночь. Разговорились с мужчиной. Оказалось, что он бывший рижанин. Так что уже через час мы сидели за столом. Раскинули палатки на теплых камнях. И наслаждались самой красивой стоянкой за всю поездку.
IMG_5938.JPG
IMG_5940.JPG
IMG_5942.JPG
IMG_5953.JPG
IMG_5958.JPG
IMG_5960.JPG
IMG_5961.JPG
IMG_5962.JPG
IMG_5965.JPG
IMG_5970.JPG
Я опять на кухне.
DSC00854.JPG
Бандерлоги питаются.
DSC00861 copy.jpg
Также надо отметить, что за всю поездку нас вообще не подводили мотоциклы. Но здесь случилась неприятнойсть у Саши с XJR 1300. Аналогичная той, что произошла со мной еще до нашей встречи на Валдае. В обоих случаях все это последствия езды по грунтовке. У нас отвалилась защита цепи. Если у меня эта неисправность прошла безболезненно, то у Саши защиту загнуло и затянуло в колесо. При этом она пожрала резину и немного погрызла цепь.
IMG_5927.JPG
IMG_5929.JPG
IMG_5931.JPG
IMG_5964.JPG
3 июля
На следующее утро нас жаловали хорошие дороги и приличный асфальт.
Въехали в славный город Кондопога. Кстати, не думал что «гнездо русского национализма» окажется так далеко на севере…
IMG_5972.JPG
В плане была поездка на водопад Кивач. К моему глубокому изумлению въезд на этот природный объект и его осмотр оказался платным. Вступил в полемику с билетершей.
За что гражданам нужно платить в заповеднике? За природу? – интересуюсь у барышни за шлагбаумом.
Это музей-заповедник? – парирует тренированная билетерша.
А я в музей не пойду, мне бы только в заповедник!
Низя!
Вобщем расстаемся с 80 рублями и вуаля. Смотрим, как вода падает с пятиметровой высоты.
А музей там знаете чего? Карельской березы. Но не самого ствола с листьями, а скорее ее коры. Или искусства того, как из нее можно пошить штаны, чтобы в попу не кусали комары.
IMG_5978.JPG
IMG_5996.JPG
IMG_6004.JPG
IMG_6006.JPG
IMG_6010.JPG
IMG_6012.JPG
IMG_6014.JPG
Уехав с водопада впервые одели дождевики. Жара спала и пошел ливень. Правда быстро кончился. Но снимать дождевик не хотелось, потому что похолодало. Так в нем и допилили до Медвежьегорска.
IMG_6016.JPG
Там на заправке нас догнал наш новый попутчик Дима. Он гнался за нами несколько дней. Кто-то ему на заправке сказал, что впереди едут четыре «эндуриста». Вот он и зажегся. Дима парень колоритный. Двухметровый такой детина с самурайским тесаком за спиной и добродушным русским лицом, на новеньком Трансальпе. Уже с ним мы начали носится, по окрестностям Медвежьегорска и искать место для стоянки. Убили на это почти два часа. Побывали в разных местах. Это мол на Онежском озере.
DSC00873.JPG
DSC00874.JPG
DSC00878.JPG
IMG_6017.JPG
IMG_6022.JPG
Пытались остановиться в трех местах. Нашли полянку. Дует ветер. Она очень открытая. Как-то неуютно. И тут я на другом берегу протоки замечаю скамейки и столик в лесу. Пытаемся ехать туда. Берем неправильное направление. Полчаса блуждаем. Все возвращаются на полянку. Впрочем мы с Сашей продолжаем поиски. Еще полчаса катания по лесам. Саша возвращается, но мне все же удается найти заветный столик. Одна проблема. Он глубоко в лесу. По тропинке, по которой я заехал туда обратно выехать, без посторонней помощи, не могу. Пытаюсь прокричать остальной группе маршрут, но они меня не слышат. В конечном итоге, с горем пополам, удается их сориентировать. Начинается сложный заезд на стоянку.
DSC00879.JPG
DSC00880.JPG
DSC00881 copy.jpg
IMG_6027.JPG
IMG_6028.JPG
IMG_6034.JPG
IMG_6036.JPG
IMG_6037.JPG
IMG_6042.JPG
Неприятность. Я обнаруживаю что потерял паспорт. Поиски ничего не дают. Предпочитаю не заморачиваться. Все проблемы с этим документом еще впереди.