НЕ СЛЫШНО ЦОКОТА КОПЫТ.
(регулировка тепловых зазоров клапанов Yamaha XJR1200)
Журнал "Мото" №2 2002 год.
Алексей ЖЕЛУДКОВ, г. Орел
Каждый новый звук в "симфонии" мотора - как угроза предстоящего ремонта. Не суетитесь, обострите слух и попробуйте его расшифровать: если стук исходит из головки цилиндров и он похож на цоканье копыт лошади, нужно регулировать клапаны. Не впадайте в стресс, если в мастерской скажут, что запчасти придется везти из-за семи морей, а значит, долго. Лично я нашел способ на время "задушить" стук клапанов. Простое решение пришло при диагностике узла. Но до клапанов еще нужно добраться.
Фото 1. Сняв бензобак, удалите грязь. Оберните участок рамы над клапанной крышкой чистой тряпкой.
Фото 2. При "позиционировании" кулачков распредвала во время измерения тепловых зазоров клапанного механизма удобно использовать шляпку болта 2. Для проведения операции удалите крышку, закрывающую датчик системы зажигания 1. При сборке следите за тем, чтобы прокладка 3 точно вошла в свои пазы 4.
Сначала придется снять бензобак. Пространство под ним - сплетение труб рамы и проводов - настоящая свалка отложений. Первым делом займитесь уборкой этой территории (на катушки зажигания воду не лить!). Затем с помощью "пельменя" из чистой тряпки расправьтесь с грязью на крышке клапанов (фото 1) - вы должны исключить попадание воды и остатков мусора к распредвалам и маслу. Откройте еще одну крышечку - ту, что слева на картере мотора: под ней прячется датчик системы зажигания (фото 2) и шляпка болта -идеальный привод для вращения коленвала вручную. При вывинченных свечах зажигания силы на это почти не потребуется. Вооружитесь комплектом стальных калиброванных щупов: от 0,1 до 0,25 мм с шагом 0,01 мм. Измерения проводите при комнатной температуре -18-20°С. Норма для тепловых зазоров впускных клапанов - от 0,11 до 0,15 мм, выпускных - 0,16-0,2 мм.
Поочередно для каждого цилиндра установите кулачки впускного и выпускного распредвалов в положение "руки вверх". Продвиньте щуп в образовавшуюся щель (фото 3). Законный "номинал" легко провалился? Значит, зазор "убежал" - регулировочная шайба "поистрепалась". Продолжите замеры, используя щупы потолще, пока не почувствуете сопротивление.
Классически зазор восстанавливается подбором новой шайбы большей толщины. Носитель исходной информации - старая деталь. Поднять ее из постели толкателя клапана помогут отвертка и магнитик на проволочке (фото 4). Жалом отвертки нажмите на край толкателя, к шайбе подведите магнит и аккуратно извлеките ее из головки цилиндров. Зафиксируйте в памяти ее позицию - на одной из плоскостей шайбы обязательно есть маркировка "полноты". Эти циферки должны смотреть в сторону клапана. Если смотрят в другую, значит, здесь уже успели поковыряться до вас и явно не фирмами. А ведь обычно регулировке зазоров (читай - замене шайб) предшествует пробег не менее 20-30 тыс. км... Нелишняя операция: с помощью микрометра удостоверьтесь в том, что надпись соответствует истине. Сожмите измерителем края детали в том месте, где кулачок вала не контактировал с ее плоскостью. Что-то не сходится? Бывает: порою и аккуратные японцы ошибаются на одну-две сотые миллиметра. Но давайте исправлять дефект.
Фото 3. Измерение теплового зазора в клапанном механизме: 1- щуп; 2- регулировочная шайба; 3-нажимной кулачок распредвала; (развернут на 180гр. от точки максимального открытия клапана).
Фото 4. Извлечение регулировочной шайбы из постели толкателя: 1- жало отвертки; 2 - постель толкателя; 3 - шайба; 4 - магнит.
Вернемся к цифрам. Размер регулировочной шайбы рассчитывайте по формуле: Н + В + (А - С), где Н - толщина новой детали; В - тот же параметр снятой шайбы; А - замеренный щупом зазор; С -номинальный (паспортный) зазор. Вот этих-то вожделенных "кругляков" нужного размера и не нашлось ни в одном техцентре. У меня под рукой остались щупы и старые шайбы. Подумал: а если отрегулировать зазор до номинала кусочком калиброванной пластины и старой шайбой "слепить" их воедино?
Итак, набор щупов пошел "в расход". Избыток зазора ликвидируйте обрезком щупа размером около 10 на 15 мм (фото 5). Уложите его в постель толкателя клапана (по ее диаметру), сверху укройте "родной" шайбой. Перед сборкой удалите с плоскости толкателя излишки масла и попавшую на нее пыль. Раскладывать шайбы по "родным" местам можно уже без магнита. Затем вручную прокрутите вал на четыре-пять оборотов - движение клапанного механизма заставит сопряженные плоскости плотно прижаться друг к другу. Проконтролируйте восстановленные зазоры -щуп нужной толщины должен входить и выходить из тепловой "щели" с легким торможением.
Фото 5. "Неокомбинация": 1- обрезок щупа, по толщине совпадающий с "избытком" зазоре; 2 - постель толкателя клапана; 3 - изношенная регулировочная шайба.
Конструкция клапанного механизма Yamaha XJR-1200: 1 -клапан; 2 - опорная шайба; 3 - внутренняя пружина; 4 -наружная пружина; 5 - опорная тарелка; 6 - сухари замка клапана; 7 - толкатель; 8 - регулировочная шайба.Прежде чем закрыть клапанный механизм крышкой, ликвидируйте масляные потеки на прокладке и корпусе головки цилиндров: для японского мотора "запотеть" -страшный стыд.
Оригинальный способ ремонта оправдал надежды. "Цокот копыт" под клапанной крышкой не раздавался почти 1000 километров. Но заполучив долгожданные "родные" шайбы, я немедленно установил их.
Мнение редакции:Эксплуатация мотора с "распущенными" клапанами недопустима по целому ряду причин. Во-первых, неизбежна ощутимая потеря номинальной мощности двигателя. Во-вторых, со временем можно заполучить целый "букет" преждевременно изношенных деталей: "бугристые" нажимные кулачки распредвалов, лопнувшие возвратные пружины и подгоревшие тарелки выпускных клапанов.
Временное решение проблемы, предложенное автором, вполне адекватно. На заре экспансии подержанных иномарок на авторынок России именно таким образом исправляли тепловые зазоры в автомобильных моторах (с запчастями тогда было туго). Материал щупа достаточно прочен и износостоек - месяц-полтора зазоры устоят.