Хмм вот это вопрос! На поворот, я полагаю - суть ключа - гибкая рейка со шкалой около ручки. Рейка гнется, стрелка, параллельная рейке (в спокойном состоянии ключа) отмечает на шкале приложенное усилие. Шкала на три кг. Очень простая технология) насчёт точности - судить не берусь...
Теория: Динамометрический ключ измеряет момент силы. Момент измеряется в ньютонах на метр (Нм). т.е. если взять рычаг диной 1 метр, и приложить к нему силу в один ньютон, то получится один Нм.
Сила, с которой гравитация притягивает на поверхности земли один килограмм равняется примерно 10 ньютонам, т.е. три килограмма равняются примерно 30 ньютонам: это для понимания что там вообще за шкала, и как оно работает. Но по факту это попугаи, нельзя корректно измерять крутящий момент в килограммах\фунтах или других массах.
Практика: Как верно заметил зануда, точность у такого ключа примерно никакая, так-же как удобство.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Советские ключи такого типа, как на картинке выше можно смело сдавать в музей, или хвастать друзьям что они у вас есть. Можно закручивать какие-то железные болты, у которых допуск затяжки большой, но им совсем не стоит закручивать болты в мотоцикле потому-что
а) Это банально неудобно. Все мы начинали с простых и дешёвых инструментов, но только с опытом приходит осознание что качественный хороший инструмент стоит своих денег не зря
б) Стальные болты закручивающиеся в алюминиевые детали очень легко перетянуть, и получить в руках болт с накрученными на него нитками резьбы, и дырку (это уже не отверстие) в детали, и как следствие геморрой с нарезанием новой резьбы
Сейчас динамометрические ключи выглядят примерно так:
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
У них поворотная ручка, с помощью которой настраивается момент отсечки. При затяжке болта, когда нагрузка дойдёт но установленной ключ щелкнет, и головка чуть повернётся, давая понять что хватит уже крутить.
Современные ключи принципиально отличаются диапазонами крутящего момента. Удобно в гараже иметь несколько разных диапазонов (хотя-бы пару) для разных болтов, т.к. на мощных ключах настройка небольших моментов будет очень условной (не точной). Я у себя держу до 30Нм и до 150Нм, для моих нужд этого вполне достаточно.
По поводу крутящих моментов для разных материалов они будут разные, но примерно можно ориентироваться на такую таблицу:
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Кроме того! Не зря половина форума рекомендует обращаться к сервис-мануалу (букварь), там отдельно указаны стандартные моменты затяжки для каждого типа болтов, и для некоторых болтов отдельные, свои моменты затяжки. Для некоторых болтов еще и порядок затяжки важен!
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Вообще из книжек в первую очередь стоит читать именно мануал. Там есть всё. Вот прям совсем всё, от списка необходимого инструмента, и заканчивая рекомендациями по использованию. В том числе вся интересующая информация по клапанам
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
P.s. Скриншоты от мануала от 1300, они приведены для примера. Мануал целиком можно скачать в соответствующем разделе.