Благодаря нашему товарищу
Mishgan'у у нас появился движок, который можно разобрать и подробно описать.
Итак, пациент: XJR400R 2002го года (4HMF)
Жалобы со слов владельца: Не заводится, компрессия 0-2-3-0 (или около того), установлена в сервисе, в котором настраивали карбы и советовали дальше байк не ремонтировать. Один этот совет меня уже насторожил. Странное отношение у парней к работе. Я, к примеру, отремонтирую что угодно, вопрос в целесообразности. Могу понять что стоимость ремонта может быть выше стоимости нового движка, но не могу понять нежелание разобраться в проблеме.
[Картинки кликабельны для увеличения]Первым делом я хочу убедиться в удивительной компрессии и выкручиваю свечи. Сразу же видно что с ними что-то не так:
В одном из цилиндров загнут электрод. Остальные свечи выглядят побитыми. Плохой знак.
Но компрессию в цилиндрах как-то мерили! Вкручиваю компрессор в первый цилиндр, нажимаю на стартер... и его клинит на месте, приборка гаснет. Плохой аккумулятор? Ладно, параллельно соединяю заряженный от гидроцикла, этот то уж провернёт! Стартер всё-таки начинает крутить, но из движка раздаётся адский хруст. Замеры отменяются, надо разбирать.
Вот он пациент, после попыток померить компрессию
Некоторое время спустя он почти готов к снятию двигателя - проводка отсоединена, карбы сняты (по личному усмотрению ещё и корпус воздухана), масло слито
Пара манипуляций с домкратом, дыр-дыром и дополнительной парой рук... Движок на верстаке
Жалкий "скелет" отставляем в сторону
Снимаем клапанную крышку и заодно боковые крышки двигателя (пригодится позже)
Сразу же находим источник хруста - это толкатели выпускных клапанов, точнее то, что от них осталось
На другой половине не лучше
Проворачивать коленвал до метки при таком положении дел было бы кощунством, поэтому снимаем крышки распредвалов, без них можно вращать валы не кроша толкатели дальше. Почему так важно провернуть валы? Чтобы проверить метки, в данном случае ничто из того, что можно принять за метки, не совпало (на фото валы в положении ВМТ 1го и 4го поршней)
На шейках валов невооружённым глазом видно износ
На крышках валов тоже
Понять достаточно ли велик износ, чтобы списывать валы с крышками, можно будет после точных измерений. Об этом в другой раз. А сейчас надо разбирать дальше: откручиваем гайки ГБЦ (не забываем что они есть ещё ПОД головой)
Пара ударов киянкой, нэжные движения и движок обезглавлен
Первым делом заглядываем в цилиндры. Это что, стружка от толкателей?
Нет, это осыпалась алюминиевая прокладка ГБЦ-блок, если бы это была стружка от толкателей, то цилиндры выглядели бы намного хуже. На фото не видно, но близ ВМТ почти в каждом цилиндре есть износ, который можно нащупать пальцем. Отчего? Ответ на голове
Выпускные клапаны не сидят на своих местах, хотя нет вала, чтобы держать их открытыми. Они загнуты, к бабке не ходи. Это объясняет и износ в ВМТ на цилидрах, и расколотые толкатели. Как их загнуло? Поршнями, не иначе. Помните про метки на распредвалах? Вот этим может закончиться неправильная установка не по меткам.
Что это? Зашифрованное послание из Японии? (выбито на плоскости ГБЦ, которая обращена к блоку, на собранном движке туда не добраться)
Померещится же всякое. Надо передохнуть с кофе и правильной литературой
Продолжаем экзекуцию. Извлекаем толкатели или что от них осталось, ровно раскладываем повторяя последовательность
Насмотревшись вдоволь, снимаем блок цилиндров.
ВАЖНОЭ: на следующей фотке видна грязь и песок, которые осыпались на и в картер при снятии блока. Я заранее знал, что движок придётся мыть изнутри, поэтому не стал заморачиваться с его мытьём. По-хорошему, если не разбираете двигатель полностью, то его перед разбором следует мыть. Желательно даже перед регулировкой клапанов
Видно, что маслосъёмные кольца подзалегли. Вердикт им и остальным кольцам будет после измерений. А пока подготавливаем движок к располовиниванию: снимаем крышку сцепления и сразу видим - на крышке порвана прокладка и вокруг надрыва нанесён герметик
Ох уж эти мне колхозники, на заводе так не делают. Это ясно даёт понять что кто-то был здесь до нас. Я всё понимаю, прокладку сложно достать и денег может не быть, ну так хоть вырезать из паронита можно, главное чтоб сплошная была. Тот же самый чёрный герметик предательски вылез на стыке половинок картера. Ба, да его и половинили до нас! Интересно, зачем... Ну да ладно, снимаем сцепление,
поддон
и пластину модулятора. Опаньки! Синий Loctite. Мне кажется, или на заводе так тоже не делают?
А теперь самое время искать скрытые и труднодоступные болты. Снимаем маслоотделитель, который мешает открутить болт (для тех, кто в теме - два болта)
А также снимаем маслонасос, под которым скрывается последний болт. Пространство под маслонасосом как бы говорит нам:
ТЫ УПОРОТЫЙШТОЛЕС*КА???Тянем-потянем, отбиваем молотком через деревяшку и делим пополам
На этом адовый ремонт не заканчивается. Мне предстоит ещё рассухарить клапаны и оценить масштабы повреждения. Учитывая, что в картере можно ожидать только мелкую металлическую крошку, все внутренности будут промываться под давлением, но не разбираться. После этого, все детали, которые необходимо обмерить, будут вымыты и, соответстнно, обмеряны.