Глава третья.
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят…
Из песни «Три Танкиста»
Брест встречал нас тучами как бы усиливая мрачные ощущения от Брестской крепости. Как и все города, которые возникли вдоль дорог Брест вытянулся вдоль фактически одной улицы. Ты едешь, едешь по прямой, но вдруг в какой-то момент дорога резко виляет влево. Прямо как река которая по равнине течет прямо, но упираясь в скалу вынуждена искать новый путь для своего русла.
Сама по себе Брестская крепость относительно небольшая. Но во время ее обороны она была очень сильно разрушена. Поэтому внутри достаточно много свободного места. То тут, то там видны остатки фундаментов полностью разрушенных строений. Это ощущения пространства в совокупности с очень низкими облаками и изрешеченными пулями стенами оставляет очень тягостное впечатление. Особенно если вспомнить, что находясь буквально в десяти метрах от воды защитники крепости в основном умирали от жажды. Казалось бы – вода близко. Но нет – в разрушенных до основания фундаментах был только песок.
Помню как мы сидели на лафетах выставленных в крепости осадных орудий и Володя Медвед рассказывал как он со своим поисковым отрядом искал безвестные захоронения павших в ту жестокую пору бойцов. Для всего немногочисленного гарнизона эта небольшая территория стала одной общей могилой. Очень и очень тяжелые чувства возникают тут. Война – это очень страшно.
Конечно, сейчас тут все облагорожено и мало напоминает о тех суровых временах. Граница все так же близко, но уже нет там того врага.
Как бы пытаясь компенсировать недостаток влаги тогда, в сорок первом, сейчас природа решила взять реванш и решила хорошенько полить нас дождем. Он начался сразу как только мы получили заветные штампики о пересечении границы. Первый, но далеко не последний раз мы одели дождевики. Благо до места второй ночевки было всего тридцать километров. Естественно что по приезду мы опять пошли есть.
Польский язык очень интересный. Письменно он практически не воспринимается, а вот на слух понять его в принципе можно. Но в любом случае пришлось воспользоваться распространенным заграницей правилом - ”мне, пожалуйста, блюдо как у того парня”. А у того парня в этот раз была рулька в ее местной интерпретации.
После такого обильного застолья гулять по городу уже не хотелось и мы решили оставить прогулку по городу на утро. Особенность этой поездки заключалась в том, что график был очень условным. Это давало нам определенную свободу в выборе остановок. Но при этом такой подход таил в себе определенные проблемы. В понедельник мы встали достаточно поздно и пошли на завтрак. А после этого пошли погулять по городу. Несмотря на то что через эти края только за последние сто лет прошло минимум две разрушительных войны сам город умудрился сохранить свое лицо и определенный шарм.
Ближе к одиннадцати нам надоело просто гулять по городу и мы стали обдумывать куда поехать дальше. Варшава как следующая цель отпадала в силу малого до нее расстояния и в добавок через нее мы планировали возвращаться. Дальше наши взоры устремились к Кракову: вроде город на слуху (привет колбаса) и вроде небольшое расстояние. Правда отправленный вперед лазутчик телеграфировал о крайне плохой прямой дороге и советовал ехать через Варшаву.
Поздний выезд был нашей второй ошибкой. Получается что первая и самая комфортная для поездки часть дня была по большому счету потрачена впустую. Только ко второй неделе путешествии мы смогли выработать правило выезжать прямо с утра. Потом это позволило приезжать в новый город в обед и при этом оставалось куча времени для осмотра этого города.
Ну а в этот раз мы выехали в час и по пути до окружной Варшавы еще три раза попали под дождь. Проехав к четырем всего-то 200 км мы очевидно устали и решили поесть. К тому же нас очень активно догоняла большая туча и мы хотели ее немного переждать. Как только мы остановились у придорожного кафе пошел град. Кто-то слишком усердно протирал свой ветровик накануне
В кафе по-английски не разумели, а меню было совершенно нечитаемым. Поэтому пришлось объясняться на дикой смеси языков. Я хотел заказать салат и второе, но официантка высунувшись из-за стойки и смерив меня взглядом выдала шикарную фразу: "Пану второе не надо, пан второе не съест". Ну и действительно порции были просто огромны.
А пока мы ели на улице прошел град и дождь не собирался прекращаться. А до Кракова оставалось еще более двухсот километров. Делать нечего - одели дождевики и двинули в путь.
Сначала это был отличный новый автобан, но чем красивее становились места - тем хуже становилась дорога. Эта плохонькая дорога постоянно ныряла с холма на холм открывая все новые и новые виды небольших деревенек. В теплую погоду это очень и очень красивая дорога. Да и в моросящем дожде этот предгорный край выглядел загадочно и надолго врезался мне в память.
Но усталость и холод начали брать свое и мне уже было сложно отвлекаться от очень плохой к тому моменту дороги. Дороги под Краковым очень плохие даже по нашим российским меркам. В город мы въезжали уже на скорости в 30-40 км/ч в полной темноте. Хорошо что хозяин гостиницы нас все таки дождался. Мы поселились в старом здании в Еврейском квартале. Под номера были переоборудованы старые квартиры. И, наверное, поэтому всю ночь меня не покидало чувство что вот сейчас, прямо по средине ночи, за мной придут сотрудники гестапо и проводят меня в концлагерь.
Поесть вечером нормально не удалось, поэтому прямо с утра мы отправились поесть в центр. Было сухо, но город все равно оставлял гнетущее впечатление. Мы сидели на центральной площади и размышляли о том что духовно питает каждую нацию. В Польше на каждом углу волей или неволей натыкаешься на упоминания о событиях в Катыни. Как будто полякам больше нечем гордиться или у них нет каких-то иных, позитивных достижений.
Изначально мы очень устали от предыдущих дорог и планировали провести в Кракове еще один день. Но уже к обеду даже самые уставшие решили что делать тут нечего мы направились в Чешскую Остраву. Город проводил нас сильными пробками и мы без сожаления его покинули.
По сухому проехали город с прекрасным названием Катовице, поели и опять попали под дождь. Последние 60 километров до Остравы мы ехали очень медленно под сильным дождем и поэтому попали в гостиницу без пятнадцати десять. Конечно, в лучших традициях Европы все заведения уже были закрыты и нам удалось только выпить по кружечке чаю. Благо мы буквально два часа назад очень плотно поели
По телевизору только и говорилось о том, что всю Европу затопило. Новости с точностью до сантиметра сообщали уровень воды в реках, перечисляли города которые подверглись затоплению, даже сообщалось о поездах, которые не могут попасть в пункты назначения.
И только сообщения от Арама внушали оптимизм
Уже второй день в Праге солнце. Поэтому все таки едем туда
Видели бы с какими траурными глазами провождал нас с утра персонал гостиницы. Ни дать ни взять - в последний путь. Но мы точно знали, что как только мы покинем предгорья судьба повернется к нам лицом и погода наладиться.
Ну и действительно уже через 70 километров погода стала налаживаться, облака начали расходиться и открыли нам прекраснейшие виды холмистой Чехии. Еще через сотку мы заехали в красивый городок Брно, но не найдя там с ходу парковки поехали искать еду дальше.
За Брно я недобрым словом помянул годы крепкой дружбы чехословакского и советского народов. Просто уверен, что помимо культурного сотрудничества не обошлось и не без обмена опытом строительства дорог. Посудите сами – до Праги более двухсот километров отлично спроектированного бетонного автобана. Но на этих сотнях километров каждые 3 метра стык на котором мотоцикл подпрыгивает и езда начинает напоминать гонки на бешенном пони. Мот так и норовит ускакать куда-то в сторону постоянно повиливая хвостом. Как такое возможно в радиусе 200 км от строгой Германии? Не иначе, чешские дорожники проходили практику в России.
И тем не менее после трех дней дождей это была прекрасная дорога. Прекрасная настолько, что Володя Медвед даже сказал свою коронную фразу: «Скучно едем». Судьба не заставила себя долго ждать
У Володи ВВ загорелся перегрев двигателя.
Съехали на боковую дорожку и остановились у остановки. Вот чем плохи европейские дороги – тут совершенно нет мусора и даже банальный камень под подножку тут не найти. Зато найти ведро в которое и был слит оставшийся антифриз. В шесть рук быстренько разобрали мотоцикл и диагностировали трещину в нижнем его креплении.
Заклеили двухкомпонентным клеем и начали собирать обратно попутно выяснив что Медвед пропал. Ему не нашлось места вокруг мотоцикла и он ушел спать на остановку – ему же скучно